21 января 2019 года Счетная палата отчиталась о проведенной с сентября по декабрь 2018 года проверке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». По ее результатам контрольный орган постановил, что поставленные перед ней задачи и стратегические цели не могут быть выполнены.
Недостаток финансирования и организационные проблемы привели к тому, что лишь небольшой процент семей получает гос. субсидии по программе. При этом критерии, используемые для оценки эффективности, не позволяют понять насколько улучшилась ситуация.
Почему программа оказалась неэффективной
Проверка Счетной палаты в Оренбургской и Курганской областях выявили неутешительные результаты — за 2015-2017 года поддержку получили 2,5% и 3% семей соответственно. Всего же, по словам аудитора Юрия Росляка в интервью ТАСС, из 219 тыс. семей лишь 14 тыс. за год получают реальную помощь. Связано это в основном с двумя причинами:
- Первая — это недостаточное финансирование программы. В 2018 году на нее было выделено 4,3 млрд руб. в добавок к ранее направленным 55 млрд. Этого недостаточно и Минстрой готов увеличить поддержку из федерального бюджета, отметил аудитор, но вместе с этим и регионы должны соразмерно повысить свой вклад.
- Вторая — организационные проблемы. Списки участников программы формируются на текущий год исходя из выделенных средств, причем семьи, не получившие в данном году господдержку, не включаются в приоритетном порядке в списки следующего года. При этом региональные власти отдают предпочтение помогать многодетным семьям, из-за чего, считает Росляк, произошло «смещение акцентов».
Кроме того, Счетная палата отмечает наличие проблем с оценкой эффективности реализации программы. Используемые критерии не отражают реального изменения вопроса с жильем у молодых семей, а целевые показатели подгоняются под достигнутые.
Утвержденная в 2002 году программа предполагает частичное погашение стоимости жилья молодым семьям. Свидетельство на получение средств предоставляется семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет и которые признаны нуждающимися в приобретении нового жилья.
Возможные способы исправления ситуации
В своем отчете Счетная палата предложила Правительству и Минстрою ряд мер по преодолению проблем:
- Выработать новые показатели для определения результативности, и на их основе оценить выполнение программы, выработать рабочие решения.
- Изменить правила предоставления помощи так, чтобы все молодые семьи оказывались в равных условиях.
- Рассмотреть вопрос о системе контроля исполнения программы региональными властями.
- Обсудить увеличение объемов финансирования совместно с регионами.
- Оказать методологическую поддержку регионам.
Другие меры поддержки молодых семей в 2019 году
Помимо помощи в приобретении жилья государство обеспечивает и иные виды поддержки молодых семей, в числе которых:
- материнский капитал;
- выплаты при рождении ребенка;
- пособия по беременности, родам и уходу за ребенком до 3 лет;
- пособия беременным женам и детям срочников;
- молочные кухни детям до 2 лет;
- льготы, скидки, компенсации и субсидии при уплате налогов, для усыновителей и на оплату коммунальных услуг для малообеспеченных семей;
- детям до 7 лет — бесплатный проезд в общественном транспорте.
Кроме того, различные регионы устанавливают дополнительные меры поддержки.